|
Джойстики
Одно из "древнейших"
устройств ввода графической информации в персональный компьютерах — это джойстик.
Созданные на заре компьютерной эры, джойстики позволяют реализовать аналоговый
способ ввода информации в компьютер, причем компьютеру самому надо озадачиться
способом преобразования сигналов от джойстика в байты, пригодные для "внутреннего"
употребления.
На рис.
показаны наиболее популярные варианты конструкции джойстика. Независимо от количества
кнопок, которые могут быть "натыканы" в самых разнообразных местах
на корпусе джойстика, главный орган управления -- это рукоятка. Рукоятка имеет
две степени свободы -- ее можно качать в любом направлении. При наклоне она
вращает внутри корпуса джойстика два переменных резистора, меняющих свое сопротивление
в зависимости от угла
наклона рукоятки. На рукоятке установлены несколько кнопок, которым пользователь
может назначить какие-либо функции для работы в конкретной программе. Так как
обычно джойстик используется любителями компьютерных игр, то кнопки чаще всего
управляют огнем пушек и пулеметов или переключателем скоростей у нарисованной
машинки.
В отличие
от манипулятора "мышь", с помощью джойстика очень неудобно управлять
курсором в офисных приложениях, т. к. трудно подвести его в нужную точку. Кроме
того, являясь аналоговым устройством, джойстик постоянно требует юстировки своего
положения, для чего используются два дополнительных переменных резистора, установленных
на его корпусе. Схема подключения переменных резисторов и кнопок джойстика для
IBM PC совместимых компьютеров к игровому порту показана на рис. 7.30. Для подключения
используется 15-контактный двухрядный разъем DB-15P (рис. 7.31). Величина переменных
резисторов в джойстике может быть от 100 до 470 кОм, но системная плата измеряет
их текущую величину в диапазоне от 0 до 100 кОм. На резисторы джойстика подается
напряжение +5 В. Блок измерения системной платы (примерно за 1 мс) определяет
длительность импульса внутреннего генератора, которая зависит от величины сопротивления,
по формуле:
T=24,2+ 11*R,
где Т измеряется
в мкс, a R — в кОм.
Если использовать
игровой порт, например, для измерения сигналов каких-либо датчиков, то следует
знать, что точность, скорость и стабильность результатов преобразования невелика.

|
|